Администрация города Смоленска

официальный сайт

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Новости
  • Владимир Соваренко обратился к региональным властям с просьбой о пересмотре бюджетной политики в отношении города Смоленска в 2019 году

Владимир Соваренко обратился к региональным властям с просьбой о пересмотре бюджетной политики в отношении города Смоленска в 2019 году

Глава города направил официальные обращения в адрес Губернатора и председателя Смоленской областной Думы.

Текст документа: 

Уважаемый Алексей Владимирович! Уважаемый Игорь Васильевич! 

Довожу до Вашего сведения, что муниципальное образование «город Смоленск» испытывает острый недостаток финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджета города Смоленска за период с 2013 - 2017 годы свидетельствует о недостаточности собственных средств для покрытия всех текущих расходов бюджета.

Доля налоговых платежей, поступающих в бюджет города Смоленска в общей сумме налоговых платежей, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории города, в последние годы неуклонно уменьшается. Если в 2010 году она составляла 20,8 %, то в 2013 году - 14,1 %, а в 2017 году - 9,4 %.

По объему доходов, полученных в 2017 году, город Смоленск занимает 15 место среди 16 городов - административных центров субъектов ЦФО - 5619,1 млн. руб. (за исключением г. Москвы и Московской области). Среднее значение данного показателя среди городов ЦФО - 9457,9 млн. руб.

По объему налоговых и неналоговых доходов, полученных в 2017 году, город Смоленск занимает также 15 место с показателем 2789,7 млн. руб. Среднее значение данного показателя среди городов ЦФО - 4244,1 млн. руб.

При этом города с численностью населения, аналогичной городу Смоленску, например, г. Тамбов имеет объем доходов 6074,5, в том числе собственные доходы - 2822,0 млн. руб., г. Калуга - 10961,3 млн. руб., из них собственные доходы составляют 4385,3 млн. руб.

По доходам бюджета города Смоленска на душу населения город занимал в 2017 году среди городов ЦФО 12 место.

В связи с внесением изменений в федеральное и областное законодательство собственные доходы бюджета города Смоленска на протяжении последних 5 лет постоянно снижаются. Так, по сравнению с 2013 годом поступления в 2017 году уменьшились на 715 млн. руб.

В бюджете города Смоленска в структуре доходов доля поступлений от земельного налога и налога на имущество физических лиц ежегодно снижается. Так, например, в 2014 году эта доля составляла 13,3%, а в 2017 году лишь 7,8%.

Также в общем объеме доходов наблюдается снижение неналоговых доходов с 13,3% в 2014 году до 7,8% в 2017 году, в абсолютной сумме это составляет 211,6 млн. руб.

Основной причиной сокращения объема неналоговых доходов является уменьшение поступлений по доходам от аренды муниципального имущества на 48 млн. руб. по отношению к поступлениям 2014 года, что обусловлено реализацией субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемых помещений. По доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступления уменьшились на 150,0 млн. руб. в связи с реализацией в 2014 - 2015 годах ряда крупных земельных участков.

Бюджет города Смоленска является зависимым от финансовой помощи из областного бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в доходах бюджета города за период с 2013 по 2016 годы составляла от 50% до 56%.

Сбалансированность бюджета города Смоленска достигается с помощью осуществления заимствований у кредитных организаций, а также за счёт существенного занижая суммы, необходимой для финансирования всех расходных обязательств.

В 2017 году расходы на обслуживание муниципального долга составили 220,0 млн. руб., что составило 5,5 % годового объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Администрацией города Смоленска постоянно проводится работа, направленная на снижение расходов на обслуживание муниципального долга. Так, в результате осуществления рефинансирования кредитов под более низкие процентные ставки, а также привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета, предоставляемых УФК по Смоленской области под 0,1% годовых, расходы бюджета города Смоленска на обслуживание муниципального долга за 2017 год снижены более, чем на 100 млн. руб.

Однако, это не исправляет сложившуюся ситуацию с недостаточностью финансовых ресурсов.

Объем расходных обязательств бюджета города Смоленска постоянно возрастает. Это связано с ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы, ростом фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с необходимостью выполнения указов Президента Российской Федерации, введением в эксплуатацию новых объектов (детские сады, конно-спортивная школа и т.д.).

По сравнению с другими городами - административными центрами субъектов ЦФО город Смоленск по объему расходов бюджета в 2017 году занимал последнее 16 место (6000,8 млн. руб.). Например, объем расходов бюджета г. Тамбова составляет 6319,7 млн. руб., г. Орла – 6281,4 млн. руб., г. Калуги – 11074,0 млн. руб. Среднее значение данного показателя среди городов ЦФО – 10187,9 млн. руб.

Величина расходов бюджета города Смоленска в расчете на душу населения в 2017 году составила 17,7 тыс. руб., это 13 место среди других городов ЦФО. По абсолютной величине расходов городского бюджета на душу населения в 2017 году Смоленск уступал Ярославлю (1место) почти в 2 раза (17,7 тыс. руб. – Смоленск, 32,5 тыс. руб. – Ярославль).

На протяжении ряда лет в бюджете города предусматриваются расходы для решения только самых необходимых, жизненно важных для населения вопросов местного значения.

В структуре расходов бюджета преобладают расходы социального характера, т.е. 75% всех расходов - это расходы на образование, культуру, физкультуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

За последние годы в бюджете города Смоленска не в полном объеме предусматриваются расходы на:

- подготовку школ и детских садов к началу учебного года;

- ремонт зданий и помещений образовательных учреждений и учреждений культуры, а также материальные затраты на их содержание;

 - переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;

 - содержание свободного жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

- капитальный ремонт многоквартирных жилых домов;

- уплату взносов на капитальный ремонт муниципального жилого фонда;

 - проектирование и строительство уличного освещения;

- благоустройство, механизированную уборку территории города;

- мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (строительство светофорных объектов, установка дорожных знаков);

- ремонт и содержание улично-дорожной сети, внутриквартальных проездов;

- строительство и ремонт ливневых канализаций.

Также отсутствует возможность предусмотреть в бюджете города Смоленска расходы на завершение строительства объектов в сфере образования, осуществить приобретение техники в целях обновления изношенного парка специализированной уборочной техники и пассажирского транспорта, произвести снос ветхого и аварийного жилья на территории города.

В настоящее время специализированным предприятиям города Смоленска, осуществляющим перевозку пассажиров городским наземным электрическим и автомобильным транспортом, требуются финансовые средства на:

- ремонт трамвайных путей (ул. Николаева, пр-т Гагарина, ул. Шевченко) общей протяженностью 4,435 км. о. п. в сумме 210 млн. руб.;

- закупку подвижного состава: 8 единиц троллейбусов, 20 единиц автобусов, 5 единиц трамваев  в сумме 430 млн. руб.;

- ремонт электроподстанции  в сумме 5,0 млн. руб.;

- реконструкцию  модульной мойки автобусов в сумме 2,0 млн. руб.;

- ремонтно-восстановительные работы мастерских МУП «Автоколонна-1308» общей площадью 2000 кв. м. в сумме 4,0 млн. руб.

Бюджетные инвестиции за счет средств городского бюджета в 2017 году и в 2018 году предусматривались только на проектирование и строительство уличного освещения и то в минимальном объеме: в 2017 году в сумме 3,0 млн. руб. (0,05% от общей суммы расходов бюджета города), в 2018 году – 2,5 млн. руб. (0,04% от общей суммы расходов бюджета города).

Невыполнение Администрацией города Смоленска мероприятий в рамках своих полномочий влечет массовые обращения физических и юридических лиц в судебные инстанции, в связи с чем выносятся судебные решения о взыскании денежных средств из бюджета города Смоленска. В свою очередь, неисполнение в установленные сроки судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета влечет наложение штрафов, пени и неустоек, на что также требуются дополнительные денежные средства.

Так, например, на исполнении у Администрации города Смоленска имеются предъявленные взыскателями судебные решения по заявленным неденежным обязательствам имущественного характера за период с 2013 года на общую сумму 1 362, 1 млн. руб. В настоящее время произвести выполнение подрядных работ в полном объеме в соответствии с решениями судебных органов не представляется возможным по причине отсутствия в бюджете города необходимых денежных средств.

В 2017 году за счет средств бюджета города Смоленска были произведены расходы, связанные с оплатой административных штрафов за неисполнение судебных решений, в сумме 9,7 млн. руб.

Кроме того, требуются дополнительные денежные средства на ремонт дорог общего пользования местного значения в объеме 350,0 млн. руб.

В областном бюджете на 2018 год бюджету города Смоленска предусмотрена субсидия на обеспечение мер по повышению заработной платы педагогическим работникам муниципальных организаций (учреждений) дополнительного образования детей в сумме 28,4 млн. руб., что не компенсирует в полном объеме расходы, связанные с повышением оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы до уровня, установленного указами Президента Российской Федерации, увеличением минимального размера оплаты труда с 01.01.2018 и с 01.05.2018, а также  индексацией заработной платы работников бюджетной сферы на 4% с 01.01.2018.

Денежные средства на осуществление указанных расходов в бюджете города Смоленска на 2018 год предусмотрены в сумме 250,0 млн. руб. за счет увеличения дефицита бюджета города Смоленска, который в 2018 году утвержден в предельном объеме. При этом верхний предел муниципального долга на 01.01.2019 составляет 2749,1 млн. руб. и находится на критическом уровне от собственных доходов бюджета (95,7%).

Следует отметить, что расходы, связанные с оплатой труда работников бюджетной сферы, носят постоянный характер, в связи с чем необходимо закрепить за городом дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а не предоставлять субсидию на указанные расходы.

Город Смоленск, являясь административным центром Смоленской области, помимо функций, свойственных другим муниципальным образованиям, выполняет функции, связанные с его статусом, что порождает дополнительную ответственность и нагрузку на бюджет. На территории города находятся учреждения государственной власти Смоленской области и территориальные структуры федеральных органов власти, правоохранительные органы.

Статус административного центра области сопряжен с дополнительной нагрузкой на инфраструктуру города вследствие того, что расположенные на его территории учреждения культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, организации гостиничного и туристического бизнеса обслуживают население не только Смоленска, но и всей Смоленской области, а также гостей из разных регионов России и из-за рубежа. Дополнительная нагрузка на коммуникации тем более ощутима, что, инженерные сети имеют большой процент износа. Последнее обстоятельство негативно сказывается на качестве коммунальных услуг, что требует безотлагательных мер по их реконструкции и модернизации.

По территории города проходят транспортные артерии местного, а также областного, федерального и международного значения, в связи с чем можно говорить о дополнительной нагрузке на транспортные коммуникации и природную среду.

Как следует из статьи 2 областного закона «О статусе административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска» от 28.05.2008 № 69-з (далее - областной закон № 69-з), органы государственной власти Смоленской области содействуют в реализации мероприятий, направленных на сохранение исторического облика города, достижение высокого уровня благоустройства и содержания улиц, площадей, парков, скверов, зданий, развития инфраструктуры города, - всего, из чего складывается представление об административном центре Смоленской области и, как следствие, о субъекте Российской Федерации - Смоленской области.

Первоначально в областном законе № 69-з содержалась статья 3, в которой было предусмотрено, что в связи со статусом города-героя Смоленска как административного центра Смоленской области бюджету города Смоленска из областного бюджета предоставляется субсидия, которая может направляться на софинансирование расходных обязательств города Смоленска по решению следующих вопросов местного значения:

1) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска;

2) организация транспортного обслуживания населения в границах города Смоленска;

3) организация благоустройства и озеленения территории города Смоленска.

 Объем ежегодно предоставляемой субсидии должен был составлять не менее 250 млн. рублей.

Впоследствии в закон были внесены изменения, и статья 3 утратила силу. Вместо нее была добавлена статья 2.1, предусматривающая софинансирование из областного бюджета лишь расходов в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска в сумме не менее 100 млн. руб.

Таким образом, в настоящее время провозглашенное в статье 2 областного закона № 69-з содействие органов государственной власти Смоленской области в реализации мероприятий, направленных на сохранение исторического облика Смоленска, достижение высокого уровня благоустройства сводится к более чем скромному финансированию дорожной деятельности.

Очевидно, что для достойного выполнения городом статусных и имиджевых функций, необходимо обеспечить дополнительное финансирование соответствующих объектов и мероприятий, с чем городской бюджет не в состоянии справиться.

В связи с вышеизложенным, для решения всех поставленных задач Администрация города Смоленска просит при формировании областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть бюджету города Смоленска дополнительные отчисления по налогу на доходы физических лиц в размере 25% и увеличить отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, до 50%.

                                                                                                                                                                                                                                      Глава города Смоленска В.А. Соваренко

Опубликовано: 21.08.2018 17:53 Просмотров: 61

© 2018 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!