Администрация города Смоленска

официальный сайт

Ответственность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций за нарушения законодательства о противодействии коррупции

Одним из главных сдерживающих факторов проявления коррупции является риск разоблачения и наказания.

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Она предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, налагаемую в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике в отношении руководителей коммерческих и некоммерческих организаций чаще всего применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса РФ дисциплинарными взысканиями являются: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При этом мера взыскания должна применяется в зависимости от тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он совершён.

Нарушение требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, не может расцениваться, как малозначительный несущественный проступок. В связи с чем, наиболее действенным и эффективным методом в борьбе с такими проявлениями, подменяющими интересы общественного блага более узким групповым интересом, является институт увольнения в связи с утратой доверия, применяемый согласно требованиям п. 4 ч. 1 ст. 77, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием тому являются: непринятие руководителями государственных (муниципальных) учреждений мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов; непредставление или представление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

Соблюдение данной обязанности вытекает из взаимосвязанных положений, установленных ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4 ст. 275 Трудового кодекса РФ, п. 2 ч. 1 ст. 9.2 Закона РС(Я) от 19.02.2009 668-3 № 227-IV «О противодействии коррупции в Республике Саха

(Якутия)».

К иным запретам и ограничениям, содержащим нормы антикоррупционного законодательства и подлежащие исполнению указанной категорией лиц, относятся п. 2 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с указанными нормами закона руководителям государственных (муниципальных) унитарных предприятий запрещено:

- быть учредителем (участником) юридического лица, занимать предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, принимать участие в управлении коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

- совершать сделки в условиях заинтересованности в отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Аналогичные по своему содержанию требования при заключении сделок установлены ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 16 Федерального закона от 03.11.2006 № 174- ФЗ «Об автономных учреждениях» и др.

Несоблюдение указанных положений закона в силу ст. 278 Трудового кодекса РФ позволяет уполномоченному лицу расторгнуть трудовой договор с руководителем организации.

Законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации является одним из важнейших элементов в механизме противодействия коррупции, реализации политики государства, основанной на принципе неотвратимости наказания за их совершение.

Одной из ключевых мер противодействия фактам коррупции явилось введение нормы, предусматривающей административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ.

Данная норма устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определённых категорий, а также лиц замещавших названные должности.

В качестве должностного лица по данной статье привлечению подлежат лица, занимающие должность руководителя организации или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя.

Особую значимость в применении административной нормы играет размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи 19.29 Ко АП РФ - до 50 тысяч рублей для должностных лиц, до 500 тысяч рублей - для юридических лиц, а также отсутствие законодательной возможности заменить административный штраф предупреждением.

Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представление такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.

         Также предусмотрена административная ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция названной статьи предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до 100 кратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

 

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на государственных служащих наложены ограничения, запреты и обязанности.

Так, государственный служащий, включенный в специальный перечень, установленный нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, замещающий по состоянию на 31 декабря отчетного периода (с 1 января по 31 декабря) должность государственной службы, обязан ежегодно предоставлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах).

Сведения о доходах представляются в кадровое подразделение не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. Если служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в течении одного месяца после 30 апреля. В случае невозможности по объективным причинам представить требуемые сведения служащий направляет в кадровое подразделение заявление с объяснением причин, которое рассматривается на заседании аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Государственный служащий обязан ежегодно в сроки, установленные для предоставления сведений о доходах, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта  недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев, в уставных (складочных) капиталах организаций) в отчетном периоде, если общая сумма этих сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за последние три года, предшествующие отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки. Если общая стоимость сделок превышает общий доход государственного служащего и супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, то в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера заполняется раздел 2 «Сведения о расходах».

Согласно ст. 7.1. Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) и Федеральному закону Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» государственным служащим запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии с положениями ст. 11 Закона № 273-ФЗ государственный служащий обязан сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, как только об этом ему станет известно, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у государственного служащего  личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию  конфликта интересов.

На государственного служащего возложена обязанность об уведомлении обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствующем обращении рекомендуется указывать: фамилию, имя, отчество гражданина, дату его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения со службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер её деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). Обращение также может быть подано служащим, планирующим свое увольнение со службы.

В целях предотвращения конфликта интересов государственный служащий обязан передать в доверительное управление принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), в случае если владением ими приводит или может привести к конфликту интересов.

Законодательством предусмотрена ответственность за совершение коррупционного правонарушения.

Согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Кроме того, государственный служащий подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

Опубликовано: 25.04.2022 09:55 Просмотров: 558

© 2024 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!