Администрация города Смоленска

официальный сайт

Улица Ленина | Lenin Street

Улица Ленина начинается от Лопатинского сада, пересекает улицу Октябрьской революции, затем «вливается» в площадь Ленина, которая образовалась в 60-х годах XX века в результате сноса домов. Ранее площадь именовалась Театральной. От неё расходятся на север – Коненкова (Вознесенская гора), на юг – Глинки (часть Большой Дворянской) и Маяковского (Малая Дворянская). Далее улица Ленина пересекает Большую Советскую (Большая Благовещенская), Докучаева (Большая Одигитриевская) и заканчивается на востоке, соединяясь с улицей Маршала Жукова (Авраамиевская).

В XVIII веке именовалась Блонной, но в 1869 году переименована в Кирочную, из-за расположенной на ней кирхи. А уже в 1899 году в честь 100-летия А.С. Пушкина улицу решено было переименовать в Пушкинскую. В начале XX века улица Пушкинская имела булыжную мостовую, высокие тротуары, трамвайную линию, несколько электрических фонарей. На центральной улице располагались самые лучшие и дорогие магазины. Все здания, расположенные на улице, практически не изменились. Разрушенные после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов они восстановлены в прежнем облике. Стоит отметить, что с начала ХХ века до войны по Пушкинской ходил трамвай. На пересечении улиц Большая Советская (д. 16/17) и Ленина (д. 15) располагалась ранее гостиница «Европейская». Сейчас это здание известно для смолян больше как «Дом с часами» и является объектом культурного наследия. В свое время в этой гостинице останавливались В. Ленин, М. Горький и В. Маяковский. По современной улице Ленина (д.4) располагается здание гимназии № 1 им. Н.М. Пржевальского. Строительство началось в 1858 году и продолжалось 4 года. При торжественной закладке присутствовал император Александр II.

Имя В.И. Ленина носит, предположительно, с 1924 года. К ней стала относиться бывшая Малая Одигитриевская (ныне является частью улицы Ленина) – по одноимённому названию церкви, построенной во второй половине XVIII века, далее проезжая часть спускалась в овраг и поднималась на противоположный его склон. Эта часть носила название Козловская гора.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924 гг.) – российский политический деятель, революционер, крупный теоретик марксизма. В 1895 году участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение народного класса». В 1903 году возглавил фракцию большевиков. Главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года. Деятельность Ленина имеет как положительные, так и отрицательные оценки, что не мешает основателю СССР оставаться лидирующим революционером во всемирной истории.

The Lenin street runs from the Lopatinskiy Garden, crosses the Oktyabrskaya Revolution street, then "flows" into Lenin Square, that was formed in the 1960s after demolishing of a few redundant  buildings. Before that the square had been named Teatralnaya. Radiating from it are several streets: northward Konenkov street (Ascension Hill), whereas Glinka (part of Bolshaya Dvoryanskaya) and Mayakovskiy (Malaya Dvoryanskaya) streets run southward. Farther, Lenin street crosses Bolshaya Sovetskaya (part of the former Bolshaya Blagoveschenskaya, or St. Epiphany) street, Dokuchaev (Bolshaya Odigitriyevskaya) streets. At its final reach the street merges with Marshall Zhukov street (Avramiyevskaya), in the East.

In 18th century the street had the name of Blonnaya, but in 1869 it was renamed Kirochnaya echoing the name of the nearby Kirche (a German church).  In 1899, the year of Alexander Pushkin's centenary, the street was renamed Pushkinskaya. At the beginning of the 20th century Pushkinskaya street had a stoned road, high pavement, a tram line, and some electric lights. In the center the best and most expensive shops were situated. All the buildings here haven’t practically changed till today.  Destroyed during the war (1941-1945), they were rebuilt at the same appearance. On the crossroads with Bolshaya Sovetskaya was the Hotel «Evropeiskaya» was situiated. Nowadays that building is mostly known to Smolensk citizens as a «House with a clock»; it is an object of cultural heritage. Vladimir Lenin, Maxim Gorky and Vladimir Mayakovsky stayed there for some time. Nowadays at No 4, contemporary Lenin street the building of the Gymnasium, named after Nikolay Przhevalskiy is located. Its construction  began in 1858, and Alexander II took part in the opening ceremony. The street has been named Lenin probably since 1924. It included the former Malaya Odigitrievskaya which had been named after St. Odigitris' church built in late 18th century. Further on the road in this street ran down into a ravine and rose at its other slope. That part of the street was named Kozlovskaya Gora (Goats' Hill).

Vladimir Ilyich Ulyanov, better known by the alias Lenin (1870–1924), was a Russian communist revolutionary, politician and political theorist. He served as the head of the government of Soviet Russia from 1917 to 1924 and of the Soviet Union from 1922 to 1924. Under his administration, Russia and then the wider Soviet Union became a one-party communist state governed by the Russian Communist Party. Ideologically a Marxist, he developed political theories known as Leninism.


Назад

© 2018 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!