Администрация города Смоленска

официальный сайт

Новиков Николай Николаевич

Новиков
Николай Николаевич

09.05.1908 - 03.08.1944

Родился 9 мая 1908 года в городе Смоленске в семье рабочего-железнодорожника. С16 лет начал работать, сначала чернорабочим строительного завода № 35. Затем, с 1924 года, на железной дороге. До1930 года трудился на станции Смоленск, занимал различные должности в службе движения(весовщик, младший кондуктор). Как активный комсомолец был выдвинут на работу в Западный обком комсомола, где в период1930-1931 годов руководил пионерскими курсами. Совмещал работу с учёбой на рабфаке.

В 1931 году поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания в1937 году был назначен заместителем начальника Смоленской дистанции пути Западной железной дороги. Через два года был назначен начальником дистанции. Проработал в этой должности до Великой Отечественной войны.

Уже на третий день войны,24 июня, Смоленск подвергся жестокой бомбардировке, но транспортный узел продолжал работать. Железнодорожники быстро восстанавливали пути, и по ним шли поезда. В узле ежедневно выгружали по 40-45 воинских эшелонов. Николай Николаевич покинул город с последней группой железнодорожников16 июля, когда бои шли уже на окраине. Эшелон вынужден был выбираться из вражеских клещей кружными путями по Московско-Киевской железной дороге через Ельню, Сухиничи по направлению к Туле.

В начале 1942 года он был назначен начальником головного ремонтно-восстановительного поезда № 5 (горем-5,позднее путьрем-5),сформированного на базе Смоленской дистанции пути и предприятий узла. Поезд обеспечивал восстановление железнодорожных путей и других сооружений в полосе Западного и затем 3-го Белорусского фронтов.

Вернулся в родные края только после освобождения Смоленского железнодорожного узла. Работы по восстановлению в основном вели железнодорожные бригады № 6, 1 и26. Несмотря на большие разрушения, восстановление проходило успешно. В самый разгар работ коллектив восстановителей, которым руководил Н. Новиков, обратился ко всем железнодорожникам, восстанавливавшим Западную магистраль, с открытым почином. Поддерживая почин коллектива, в соревнование за быстрейшее возрождение родной магистрали активно включились не только путейцы, но и железнодорожники других специальностей. Работы хватало для всех.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Новикову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Путьрем-5вслед за наступающими войсками 3-го Белорусского фронта продвигался в Прибалтику.11 июля 1944 года Новикову было присвоено звание директора-подполковника пути и строительства. В аттестационном листе на присвоение звания сказано: «Инициативный,энергичный инженер-командир. Имеет хорошую теоретическую подготовку и практический опыт по железнодорожному путевому хозяйству. Настойчив и требователен, хороший администратор. Сумел организовать боевой коллектив спецформирования, успешно выполняющий задания командования по восстановлению ж.д. с начала Отечественной войны».

Николай Николаевич не дожил до окончания войны. При исполнении служебных обязанностей он погиб на станции Вильно 3 августа1944 года во время налёта вражеской авиации.

Новиков Н.Н.награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды и медалью «За трудовую доблесть».

© 2017 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации