Администрация города Смоленска

официальный сайт

19. Есть ли права у пассажиров?

Есть! Право на информацию, безопасность, качество услуги, возмещение ущерба здоровью и имуществу и другие права, гарантированные Законами о защите прав потребителей стран СНГ, другими законами, а также транспортными уставами и ведомственными нормативными актами.


Договор перевозки

Покупая билет на поезд или самолет, потребитель заключает с транспортным предприятием договор перевозки. По этому договору перевозчик (транспортное предприятие) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Уплатив деньги за проезд и провоз багажа, пассажир свои обязательства по договору исполнил. Однако перевозчик начинает отвечать за исполнение договора в момент посадки пассажира на транспорт, т.е. договор считается заключенным с момента:

  • на железной дороге - после посадки в вагон;
  • на воздушном транспорте - с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки в самолет.

Ответственность за утрату, недостачу, повреждение багажа перевозчик несет с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю.

Хранить билет нужно до конца поездки, а если есть основания для предъявления претензии - то до ее разрешения.


Основные права пассажира

Пассажир имеет право требовать предоставления ему определенного, обозначенного в билете места. Если оно занято другим человеком, пассажир имеет право требовать предоставления другого места (даже более высокой категории) без дополнительной оплаты. При предоставлении с согласия пассажира места более низкой категории (по сравнению с указанной в билете), ему возвращается разница в стоимости билета. Пассажир имеет право на своевременную доставку в пункт назначения. В случае просрочки он имеет право на получение неустойки в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки. Сумма неустойки не может превышать стоимости билета.

Пассажир может бесплатно провести одного ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельного места.

Пассажир поезда имеет право:

  • занять свободное место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда;
  • выехать с поездом, отходящим раньше того, на который взят билет. В этом случае нужно сделать на билете необходимую отметку в билетной кассе.
  • бесплатно провозить с собой ручную кладь весом не более 36 кг, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см.
  • если пассажир опоздал на поезд из-за болезни или несчастного случая (не более чем на 3 часа), то в течение суток после отправления поезда он имеет право возобновить билет без доплаты на другой поезд или получить с разрешения начальника станции стоимость проезда. Причина опоздания на поезд должна быть подтверждена документально.

Пассажир самолета имеет право:

  • бесплатно пользоваться комнатой отдыха и комнатой матери и ребенка;
  • в случае задержки вылета бесплатно (за счет виновного авиа­предприятия) получить место в гостинице. В этом же случае авиапредприятие, осуществляющее перевозку, бесплатно доставляет пассажиров автотранспортом от аэропорта до гостиницы и обратно. Авиапредприятие бесплатно доставляет пассажиров из аэропорта вынужденной посадки в ближайший аэропорт.

Назад

Информация подготовлена отделом по защите прав потребителей управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации г. Смоленска

© 2017 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации