Администрация города Смоленска

официальный сайт

«Проверки бизнеса в 2017 году». Памятка прокуратуры Cмоленской области.

19.01.2017

  1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.
  2. Основания внеплановой проверки.
  3. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.
  4. Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
  5. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.
  6. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.
  7. Права и обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Следует помнить, что положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

  • при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
  • при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
  • при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  • при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
  • при осуществлении налогового контроля;
  • при контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • при контроле и надзоре за обработкой персональных данных;
  • и другие исключения, предусмотренные ч.3, 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ.

В данной памятке приведены общие требования к контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.

Деятельность бизнеса контролируют свыше 30 госорганов плюс органы муниципального контроля. О том, какие проверки вашего бизнеса запланированы на 2017 год можно узнать на сайте proverki.gov.ru, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Смоленской области либо на официальных сайтах органов контроля.

Согласно ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в случае применения в рамках надзора риск - ориентированного подхода.

Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

В случае если Вы, являясь субъектом малого предпринимательства, включены в сводный план проверок, Вы вправе в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 обратиться в орган контроля с заявления об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель прояснил ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки и в течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку.

Внеплановая проверка бизнеса может произойти в любое время, тем более что с 01.01.2017 для этого введены новые основания.

2. Основания проведения внеплановой проверки

Основанием для проведения внеплановой проверки с 01.01.2017 являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • поступление в орган контроля (надзора) заявления от ЮЛ и ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;
  • мотивированное представление должностного лица органа контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ И ИП, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

- выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с ЮЛ и ИП при осуществлении видов государственного контроля (надзора) к которым применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности ЮЛ и ИП, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Очередное нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

-обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;

-в жалобе в орган контроля заявитель указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет)

Обращаем внимание, что по ряду видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ иными федеральными особенности могут устанавливаться особенности в части оснований внеплановых проверок.

Например, основанием для проведения внеплановой проверки в рамках реализации контрольно-надзорных функций Государственной инспекцией труда являются:

- истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Основанием для проведения внеплановой проверки должностными лицами МЧС РФ является:

1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3.Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.

О проведении плановой проверки ЮЛ и ИП уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, ЮЛ и ИП уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

По проверкам, согласованным с органами прокуратуры, а также при наличии информации о фактах нарушения прав потребителей уведомление о проведении внеплановой выездной проверки действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки также не требуется.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) и только должностными лицами, которые указаны в нем.

Одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяемому лицу либо его представителю под роспись вручается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля.

По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Кроме того, по просьбе проверяемого лица проверяющие обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения.

В случае если проведение внеплановой проверки подлежало согласованию с органом прокуратуры, проверяемому лицу должна быть предъявлена копия документа о согласовании проведения проверки.

С органами прокуратуры согласованию подлежат внеплановые проверки по имеющейся в органе контроля (надзора) информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уже с 1 июля 2016 года должностные лица на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРП и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа.

С 01 января 2017 года у ЮЛ и ИП органы контроля не вправе требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

В рамках предварительной проверки у ЮЛ и ИП могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

4. Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках бизнеса. Нововведение действует с 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 №806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок.

Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах.

Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

Государственная противопожарная служба МЧС России;

Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;

Роскомнадзор.

Например, проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории значительного риска - один раз в 4 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

5. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.

Законодателем введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка (действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям).

Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Контрольная закупка проводится:

- по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок.

- без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

- только по согласованию с органами прокуратуры.

- в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

О проведении контрольной закупки составляется акт, и ЮЛ или ИП он представляется для подписания лишь в случае выявления нарушений.

Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федерации.

6. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.

На органы надзора с 01.01.2017 возложена обязанность проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч.2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Кроме того, введено новое положение о мероприятиях по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с ЮЛ и ИП, к котором отнесены ( ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294-ФЗ):

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;

6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований орган контроля (надзора), направляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях:

- отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами

- причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства,

- а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

- либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,

- и если ЮЛ и ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

В предостережении предлагают ЮЛ и ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля (надзора).

Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку при наличии установленных законом оснований.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ введена статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

7. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Чтобы проверка органа контроля не тормозила работу предприятия, а сотрудники по незнанию не препятствовали ее проведению, важно знать свои права и обязанности, а также права и обязанности проверяющих.

© 2017 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации