Администрация города Смоленска

официальный сайт

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Смоленский камерный театр»

адрес: 214004, г. Смоленск ул. Николаева, д. 28

телефон: +7 (4812) 65-18-22, 66-35-13

руководитель: Неклюдова Оксана Александровна

сайт: www.skteatr.com

e-mail: skteatrinfo@ya.ru

Датой основания Камерного театра в Смоленске считается 1 апреля 1989 года. Это было время кризиса начавшейся четыре года назад перестройки, приведшей к распаду СССР, время крушения многих иллюзий.

Но всё-таки это было и время надежд. Так вышло, что в 1988 году в Смоленск съехались актёры из разных городов страны – энтузиасты, откликнувшиеся на приглашение знаменитого драматурга Владимира Гуркина (автора пьес «Любовь и голуби», «Прибайкальская кадриль» и др.) и актёра Петра Борзунова составить труппу нового хозрасчетного молодежного театра-студии «Этюд». Большинство из них оставили государственные театры. Просуществовал «Этюд» недолго. В историю Смоленского театра он вошёл ярким спектаклем по полузапрещенной в то время пьесе Э. Радзинского «Театр времён Нерона и Сенеки». Это умная философская пьеса, где речь идёт о государстве во все времена. Поставил её и сам сыграл Нерона актёр из Ставрополя Николай Парасич – однокурсник Владимира Гуркина по Иркутскому театральному училищу.Премьера состоялась в октябре 1988 года. Спектакль играли на сцене филармонии почти без декораций. Публика была потрясена. Центральная внутренняя тема спектакля побуждала к размышлениям: «Как же так получилось, что величайший моралист воспитал величайшего убийцу?..»Власти появление в Смоленске нового театра предпочитали не замечать. А жизнь с каждым днём становилась все труднее. Устав от неустроенности и бытовых проблем, актёры стали разъезжаться. Но пять человек осталось: Николай Парасич, Александр Бобров, Татьяна Курилова, Вячеслав Родин, Павел Семенихин.

И тогда была предпринята ещё одна попытка организовать хозрасчётный театр-студию в одной из башен Смоленской крепостной стены. Например, в Заалтарной: в три яруса, недавно отреставрированная – лучшего пристанища не придумаешь… 1 апреля 1989 года в горкоме комсомола подписали документ об учреждении в Смоленске театра-студии «Театр в Заалтарной башне».

Городские власти поддержали морально: «Дерзайте, творите!» Но отопления и коммуникаций в башне не было, а финансов на обустройство не предусмотрено. После безуспешных попыток найти спонсоров с идеей устроить театр в Заалтарной башне пришлось распрощаться. Так появилось современное название – Смоленский камерный театр.

pannochkaВозглавили театр Александр Бобров, который стал его первым директором, и Николай Парасич, взявший на себя художественное руководство.Первые деньги небольшая труппа зарабатывала концертными программами. С остроумной сказкой «Кот Леопольд» объездили все города области и провели гастроли в соседней Беларуси, в Витебске. К открытию первого театрального сезона в конце 1989 года театр берётся за постановку пьесы О. Ернева «Мы пришли!» – об искалеченных судьбах парней, вернувшихся с войны в Афганистане. Поставил спектакль лауреат Государственной премии РСФСР В. Пашнин. Был и второй смысл в названии «Мы пришли!».

Подразумевалось: мы пришли как новый смоленский театр. Казалось, театр обречен на постоянный поиск сценических площадок. На время нашли пристанище в клубе Промстроя в «спальном» районе города. Вдруг стало известно, что клуб этот продается. Как его выкупить? В одном из банков Александру Боброву удалось получить ссуду под залог… самого здания. Эта двухэтажная вставка между двумя общежитиями на проспекте Строителей вскоре стала центром поистине незабываемых театральных событий.Сами строили сцену, своими руками делали декорации, шили костюмы, до изнеможения репетировали. С успехом прошла премьера 1990 года «Счастливое происшествие» С. Мрожека. А после «Паночки» по пьесе Нины Садур, которую Парасичу удалось достать в Москве, о Камерном театре всерьёз заговорили театралы.

Роль Хомы Брута в «Панночке» играл Николай Парасич, а старого казака Явтуха – заслуженный артист РФ Владимир Решетнёв, который до конца своих дней переход из Смоленского драматического театра в Камерный считал своей большой жизненной удачей. Поставил «Панночку» в 1991 году приглашённый режиссёр из города Шахты Виктор Мамин. В 1994 году он переехал в Смоленск, работал очередным в театре драмы, а в Камерном поставил пьесу американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». В обновлённом виде спектакль до сих пор в репертуарной афише театра.С «Панночкой» в 1993 году театр участвовал в фестивале «Русская классика» в Калуге, а в 1997 году – в международном театральном форуме в Седлице (Польша).За четверть века Смоленский камерный театр не раз был удостоен наград на всероссийских и международных фестивалях.

Спектакль «Театр парадокса» по румынской классике с блистательными артистами Ириной Мартемьяновой и Геннадием Черкашиным, Татьяной Куриловой и Николаем Парасичем стал лауреатом фестиваля «Славянский венец» в Москве. Сказка-игра по пьесе К. Драгунской «Все мальчишки – дураки!», где занята практически вся труппа театра, в 2007 году получила Гран-при на Московском областном театральном фестивале «Долгопрудненская осень».

yavdoha pronyaВ 2009 году спектакль «Записки сумасшедшего» стал дипломантом фестиваля «Русская классика» в Лобне, а на следующий год на том же фестивале актриса Мария Нестрян получила приз «За лучшую женскую роль» в спектакле «О чём пел соловей» по произведениям М. Зощенко.В 2001 году Николай Парасич выпустил в Смоленском колледже искусств свой первый актёрский курс. А в 2011 году подготовил ещё один целевой курс уже на основе высшей школы при Смоленском институте искусств.Осенью 2000 года Смоленский камерный театр открыл очередной сезон на новой сцене в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Юбилейный». Представляли премьерный спектакль – комедию «Недоросль» в постановке молодого режиссёра Юрия Мельницкого, ученика легендарных Андрея Гончарова и Марка Захарова.

taina sundukaСотрудничество с Юрием Мельницким продолжилось в 2008 году: в его постановке был выпущен трагифарс «Записки сумасшедшего» по одноимённой повести Н.В. Гоголя.В 2001 году Николай Парасич получил грант на проведение на базе Смоленского камерного театра мастер-классов по методике международной театральной школы Михаила Чехова, последователем которого он является.

А через год – грант посольства Королевства Нидерланды в Москве на постановку шекспировского «Макбета», который на сцене Смоленского камерного театра поставил режиссёр из Нидерландов Эрик ван Гроотель вместе с актрисой Театра на Таганке Натальей Ковалёвой. В разные годы в Камерном театре ставили спектакли режиссёры Сильвиу Фусу из Румынии, Эрик ван Гроотель из Нидерландов, Галина Карбовничая из Республики Беларусь, Виктор Мамин из Шахт, Владимир Волкоморов из Кронштадта, Юрий Мельницкий из Ростова-на-Дону, Сергей Тюжин из Москвы. В театре работали очередные режиссеры Елена Янышева и Роман Родницкий.

На протяжении ряда лет художественные искания театра идут по пути расширения рамок драматического жанра. Сегодня у коллектива Смоленского камерного театра, это признано всеми, огромный творческий потенциал. В театре работают: выпускник Школы-студии МХАТ заслуженный художник РФ Николай Агафонов (главный художник театра), лауреат международных фестивалей современной музыки Владислав Макаров (заведующий музыкальной частью) и другие.

© 2017 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации