Администрация города Смоленска

официальный сайт

Верников Яков Ильич

Верников
Яков Ильич

31.10.1920 - 30.09.1993

Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области. С 1921 жил в Смоленске. С 1936 занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1937 окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком-инструктором.

В армии с 1938 года. В 1940 окончил Одесскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 - лётчик 124-го истребительного авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941-апреле 1944 - лётчик, командир звена, АЭ 234-го истребительного авиационного полка (Западный и Юго-Западный фронты ПВО); в апреле 1944-мае 1945 - заместитель командира - штурман 145-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре с ведомым.

За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии капитану Якову Ильичу Верникову 18 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 5294).

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.

С февраля 1946 по июль 1966 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

Выполнил первый полёт и провёл испытания И-320 («Р-1») (16.04.1949), «150» (5.10.1952), Ан-8 (11.02.1956), Ан-10 (7.03.1957), Ан-12 (16.12.1957). Провёл испытания на штопор МиГ-9 (1948) и Ла-11 (1949); испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор (1949-1950); Ан-10 и Ан-12 на критических режимах (1958-1959); Ту-95 на больших углах (1960); испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ (1955). В 1949-1950 участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью. Принимал участие в испытаниях Як-15 (1947), СЕ (1951), Ту-126 (1962).

В 1956 окончил Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина).

В 1966-1976 - старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М (1969). Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76.

С 1975 - в запасе. В январе-мае 1976 - вновь на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

С 1976 работал в ОКБ А.С.Яковлева: заместителем начальника ЛИК (1976-1979), начальником ЛИК (1979-1985), ведущим инженером полётным испытаниям (1985-1988).

Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы - в Москве. Умер 30 сентября 1993 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Герой Советского Союза (18.11.1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975), генерал-майор авиации (1971).

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя  орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

© 2017 Администрация города Смоленска
214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, 1/2, e-mail: smol@smoladmin.ru

Официальный сайт Администрации города Смоленска не является средством массовой информации